Розничная сеть из 38 магазинов «Золушка» существует в Кишеневе с 1999 года. Она занимается реализацией косметики и бытовой химии, всего около 1500 товарных позиций. В компании работают 122 человека.
До внедрения Теории ограничений компания испытывала серьезные проблемы с управлением запасами:
- информация о наличии товара в точках не была доступна онлайн;
- заявки из всех 28 (на тот момент) точек ежедневно поступали на центральный склад по телефону;
- в розничных точках не было сканерного учета товара по ассортименту, поэтому постоянно возникала пересортица товара, отсутствие одних позиций и излишки по другим, сложно было поддерживать наличие всего ассортимента и долго проводить инвентаризации;
- часть товара поставлялась поставщиками 1 раз в неделю прямо в розничные точки, минуя центральный склад;
- нарушались правила выкладки товара на полках, зачастую, на лучшие места выкладывались неликвиды для проталкивания.
Поэтому «Золушка» находилась в непростой ситуации:
- неудовлетворительные финансовые результаты;
- замедление роста;
- плохая оборачиваемость запасов.
Пути решения:
- автоматизация учета запасов в точках продаж;
- тщательная работа над ассортиментом, в т.ч. сокращение ассортимента, чтобы весь товар находился на витринах;
- изменение системы закупок товара;
- распределение товара по точкам только с центрального склада;
- ежедневное пополнение ассортимента в точках — что продали, то и привезли;
- выделение продаж госсектору и мелким оптовикам.
Ежедневное пополнение точек потребовало перестроить всю работу центрального склада, потому что втрое увеличилось количество товарных позиций в каждой заявке со 100-150 SKU до 350-400.
Ожидаемые результаты:
- увеличение наличия товара в розничных точках;
- рост продаж на 15-20%;
- снижение уровня запасов на центральном складе до 20 дней потребления;
- снижение уровня запасов в розничных точках до 4 дней потребления для ходовой продукции и 10 дней — для менее ходовой.
Полученные результаты:
- рост продаж на 35-40%;
- снижение уровня запасов на центральном складе до 8-12 дней потребления;
- было открыто 10 новых точек при том же уровне запасов на центральном складе;
- продажи госсектору и мелким оптовикам выросли в 10 раз.
Выводы:
- ходовой ассортимент в наличии — конкурентное преимущество;
- неходовой товар на полках — затраты и потерянные продажи;
- для обеспечения наличия и быстрого оборота товара необходимо внедрение вытягивающей системы поставок;
- необходимо менять привычки и мышление сотрудников.
Внедрение решений на базе Теории ограничений: Нерюс Ясинавичюс, управляющий партнер TOC Sprendimai.
По материалам Второй Конференции Международной Ассоциации Практиков ТОС «Делимся опытом» (19-20 мая 2012 г., Москва)