13:57, 24 ноября 2009   Просмотров: 1289

Сейчас необходимо сосредоточиться именно на востребованных инновациях

НаумовСтанислав Александрович

Заместитель министра Министерство промышленности и торговли РФ

До 2020 года говорить об инновационных прорывах в российской промышленности не придется. Главная задача десятилетия – создать российским производителям условия, при которых они могли бы наравне конкурировать с зарубежными компаниями.

– Урал – регион, на экономическую мощь которого правительство должно ориентироваться при создании новой экономики, – заявил заместитель министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов. По его данным, регион обеспечивает 40% российского рынка стали и черного проката, 45% – рафинированной меди, 40% – алюминия, 10% – продукции машиностроения. При этом конкурентоспособность наших предприятий низка: по качеству мы проигрываем Европе, по цене – Китаю.

Точечная поддержка

– Станислав Александрович, какую помощь предприятиям может оказать Минпромторг?

– Во-первых, прямое финансирование: с 2003 года мы инвестировали средства в несколько десятков проектов. Во-вторых, субсидирование ставок по кредитам: в этом году инструментом пришлось активно пользоваться, по сравнению с 2008-м объем субсидий вырос в 20 раз. Это связано с кризисом доверия, который возник у банков по отношению к промпредприятиям. В-третьих, определение технологических коридоров в рамках государственной промполитики.

– Министерство будет поддерживать отрасли?

Нет, помощь будет точечной.

– Но отраслевые приоритеты есть?

Вернемся в 2003 год. Тогда по инициативе Минпромторга прошла первая волна инновационных проектов. В ней участвовали предприятия лесной и химической промышленности, энергомашиностроения. Механизм - государственно-частное партнерство: оно позволяет обеспечить взаимодействие государства, науки и бизнеса. Мы финансируем разработку технической документации, а опытно-конструкторские работы, внедрение и реализация - задача бизнеса. В проекты, начатые в 2003 году, министерство вложило чуть менее 2 млрд рублей, остальные две трети средств инвестировал бизнес.
Вторая волна началась в 2006 году. Тогда был изменен спектр точечного финансирования. В списке предприятий, которым мы оказывали помощь, появились представители металлургии, автопрома, сельхозмашиностроения. С 2006 года министерство вложило в новые проекты порядка 1,85 млрд рублей. Пропорция с инвестициями частных предприятий сохранилась: бизнес внес 3,85 млрд рублей.В ближайшей перспективе мы намерены поддерживать предприятия в области фармацевтики и энергосбережения.

– Какие инновационные проекты реализуются при помощи Минпромторга на Урале?

В сфере металлургии - создание производства бесшовных электросварных труб и развитие технологий антикоррозионной защиты (Златоустовский машиностроительный завод). Общий объем финансирования - 1 млрд рублей, инвестиции министерства - 566 млн рублей. В области машиностроения - создание серийного производства грузового магистрального электровоза постоянного тока с асинхронными тяговыми двигателями на Уральском заводе железнодорожного машиностроения.

– О последнем проекте говорят не первый год. Почему он затягивается?

Реализация инновационного сценария развития экономики должна сопровождаться повышением прозрачности системы закупок со стороны естественных монополий и крупных нефтегазодобывающих компаний (это основные клиенты уральских инноваторов). Заказчики должны четко сформулировать ожидания по качеству, стандартам и цене продукции, чтобы инновационные предприятия смогли в этот спрос вписаться. Сегодня крупные клиенты покупают западное оборудование, пользуются зарубежными технологиями, не объясняя нам, в чем мы уступаем конкурентам.

– Задействованы ли уральские предприятия в создании технологических коридоров?

Приведу в пример проект «Новый свет», предполагающий переход от лампочек накаливания к энергосберегающим осветительным приборам: это направление может стать точкой роста и для уральских предприятий. По крайней мере, мы отправили запрос на Уральский оптико-механический завод.

–    Каковы параметры проекта?

Объем потребления энергоэффективных осветительных приборов и устройств управления освещением в стране к 1 января 2012 года должен составить не менее 200 млн единиц. Доля российских производителей - не менее 50%. Также к 2012 году наши предприятия должны занять не менее 10% рынка систем освещения на базе светодиодов, а к 2020 году цифра должна вырасти минимум до 30%. Ежегодный объем инвестиций в реализацию проекта - 10 млрд рублей.

Инновации будут завтра

– Похоже, говорить о технологических прорывах на мировом уровне преждевременно.

Надо быть реалистами: научно-прикладной задел у наших конкурентов - выше (кроме некоторых отраслей, например космоса или атомной энергетики, где мы можем уже сегодня интегрироваться в посткризисную экономику и экспортировать технологии). Прорывы, которые позволили бы нам потеснить иностранных производителей и на внутреннем, и на зарубежных рынках, - это планы на завтра, на 2020 год.

– То есть политика ближайшего десятилетия - заместить импорт?

Термин импортозамещение необходимо правильно трактовать. Он не должен сводиться к дискриминации зарубежных производителей, скорее, мы обязаны создать равные условия для всех. Например, если зарубежные компании имеют более свободный доступ к финансовым ресурсам, то мы должны точечно обеспечить такие же условия нашим инноваторам. Представьте картинку: один из участников борьбы относительно свободно получает средства, а второй вынужден постоянно брать под новые проекты кредиты по высоким ставкам, рефинансироваться. Понятно, что он со своими инновациями не дойдет даже до стадии второго научного совета.

Мы считаем, что импортозамещение – это гораздо менее важная задача, чем создание условий для эффективной конкуренции наших предприятий с гигантскими международными холдингами, которые уже давно работают в России. Во многих отраслях мы стали гостями на собственном рынке.

– Почему принципиальна именно точечная поддержка предприятий?

Разговоры об инновациях часто ограничиваются только этикеткой. А главный вопрос – зачем нужна та или иная инновация – мало кто задает. Подразумевается, что кто-то это знает. Сейчас необходимо сосредоточиться именно на востребованных инновациях.

– Две основные проблемы при реализации инновационного сценария - как раз низкий спрос и малые траты предприятий на НИОКР. Как стимулировать и то, и другое?

Стимулировать бизнес может только промполитика. Например, одной из главных наших задач является создание рынка патентов. Государство финансирует исследования, потом полученный патент выставляет на конкурс как основу для технико-экономического обоснования проекта. Проще говоря, власти предлагают компаниям вложиться в их деятельность интеллектуальной собственностью. А спрос постепенно появится сам. Его моментальное увеличение не всегда идет на пользу инновациям. Когда обсуждался проект «Новый свет», один из его разработчиков предложил: «А давайте все сгоревшие лампочки накаливания принимать от населения по 10 рублей». Предложение радикальное: если его реализовать, люди понесут нам не только сгоревшие, а вообще все лампочки. Повышенная потребность в новых осветительных приборах тут же сформируется. Но тогда мы обязаны будем резко ускориться и с созданием новых производств, и с утилизацией старых ламп. Это, пожалуй, пример того, как соединить стимулирование спроса и производства. Но он чисто гипотетический.

www.Equipnet.ru, Сергей Ермак, Эксперт - Урал
Фотография с сайта slon.ru

Оставить комментарий с помощью

Вопросы-ответы
Турта В.Г. Разработчик Сетевого Промышленного Интеллекта (СПИ)14.12.2009

Я не со всем согласен с зам. министра.

ЦИТАТА:
"До 2020 года говорить об инновационных прорывах в российской промышленности не придется."

Да! Когда 20-25 лет не вкладывали в НИОКР ждать собственно неоткуда и нечего. Это верно. Что то не давно не слышно ни о каких прорывных разработках в стране машиностроительных изделий. Суперджет весьма условно можно назвать российским. В области САПР могу сказать с большей определенностью: вообще не на что надеяться. Наиболее шустрые берут западные системы, передирают и впаривают за откаты! Все бы так, да вот рожает иногда Россия чудаков типа основоположника космонавтики Циолковского, которые
без всяких инвестиций умудряются двигать свое дело. И в конце концов все таки доказывают свою правоту.
На этот раз стать таким сюрпризом есть все шансы у Сетевого Промышленного Интеллекта (СПИ). Разработка рождается на Южном Урале на основе научного открытия, Т.е. сверх знаний, которых нет сегодня на западе, не смотря на отчаянные усилия их получить. Уже представлен прототип TurtaKBM, который заставил замолчать оппонентов и вызвать соответствующие признания видного ученого и западных специалистов САПР.

ЦИАТА:
"Похоже, говорить о технологических прорывах на мировом уровне преждевременно."

Нет! СПИ - это прорыв мирового уровня! Способный перекроить всю экономическую карту планеты. Это разработка уровня атомной бомбы в вооружении, реактивного двигателя в авиации, персонального компьютера, СЧПУ и т.д.
Более того! Переговоры с представителем крупнейшей японской станкостроительной компании, коллектив которой
первым явил миру более 20 лет назад технологическое решение, основанное на базе конструкторско-технологических элементов (КТЭ) и видимо является на сегодняшний день самым компетентным в мире в вопросах интеллекутальных систем, позволяют утверждать, что превосходство в знаниях абсолютное и не досягаемое в ближайшей перспективе ни для кого!
Наберите "Knowledge based machining" (Интеллектуальная Механическая Обработка) в поисковой системе Google.ru и вы увидете на первой позиции невзрачный сайт этой российской разработки. Ниже сайты известных западных фирм, зарабатывающих миллионы и стремящихся тоже реализовать свои замыслы в этом направлении. Я знаю, что Google ОЧЕНЬ УМНЫЙ ПОИСКОВИК. Но чтобы он был на столько умный...

ЦИТАТА:
"Проще говоря, власти предлагают компаниям вложиться в их деятельность интеллектуальной собственностью."
Да уж :-) Хотел бы я знать, какова доля интеллектуальной собственности власти в деятельности таких компаний, как
Siemens, IBM, Toyta, Samsung, BMW...

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков